Эксплуатация газоснабжения

Среда, 27.11.2024, 12:36

Приветствую Вас Гость

Меню сайта

Статистика


Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Декабрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Главная » 2018 » Декабрь » 26 » Дележ Арктики начался официально
23:53
Дележ Арктики начался официально
Россия вслед за Данией готова подать заявку на акваторию Северного Ледовитого океана.

Дания подала на днях в ООН заявку на огромный кусок Северного Ледовитого океана площадью 1,3 миллиона квадратных километров, включая, собственно, Северный полюс. Почти одновременно российский президент публично заявил о том, что Арктика является приоритетным направлением для нашей военной доктрины и частью будущего экономического фундамента отечественной экономики.

Как будет происходить дележ Арктики, который в преддверии Нового года фактически получил в рамках ООН официальное начало? Как будет действовать Россия? С этими вопросами мы обратились к генеральному директору Института региональных проблем Дмитрию Журавлеву.

— Дмитрий Анатольевич, как отреагирует наша страна на притязания Дании?

- Сегодня речь идет о создании новых международных правил игры в Арктике. Действующее сейчас представление о юридическом и национальном статусе этого региона создавались в те времена, когда он еще воспринимался как просто большой кусок льда и обиталище белых медведей.

Ранее Арктика использовалась как транспортный коридор, который эксплуатировал Советский Союз, и как военный полигон. Это самый короткий путь между Евразией и Америкой. Здесь также пролегает Северный морской путь, который сам по себе потенциально представляет очень большую экономику. И эта экономика сегодня развивается неожиданно бурными темпами. Очевидно, что тенденция продолжится, поскольку этот путь намного короче для перевозок из Западной Европы на Дальний Восток, чем через Суэцкий канал.

Севморпутем уже готовы воспользоваться не только мы. Китай, Индонезия, Южная Корея, Япония активно строят ледоколы, несмотря на то, что никаких льдов рядом с их государственными границами никогда не бывает. Грузооборот китайских судов в Нидерланды и Германию через Северный морской путь за последние годы вырос многократно…Это отличный маршрут, потому что самый дешевый транспорт – морской.

Кроме того, Арктика – это огромная кладовая природы. У России уже есть две нефтяные вышки, которые там работают. Речь идет не только об энергоносителях, хотя жидкие и газообразные ископаемые в условиях сильного мороза легче добывать, чем твердые фракции. Кстати, у датчан, американцев, норвежцев тоже есть наработки в этом направлении.

Нередко спрашивают: а стоит ли тратить колоссальные усилия и огромные средства на проекты, реализация которых проходит в сложных природных условиях? Надо помнить, что нефть и газ – это исчерпаемые ресурсы, они дешевеют сейчас, но как химическое сырье и топливо, будут востребованы еще долго. Ведь промышленные термоядерные реакторы так и не построены, хотя над этой задачей ученые бьются давно.

Заявка датчан – это свидетельство их активного проникновения в Арктику, страна тоже включилась в битву за ресурсы. Они же на океанских льдах не города строить собираются, а использовать недра. И хотят защитить свои права на эти недра.

Отведение национальных границ в морских акваториях осуществляется специальной Международной комиссией ООН по морскому праву. Не так давно эта комиссия определила, что Охотское море является внутренним водоемом России. Обосновать это было сложно, наши ученые и дипломаты отдали этой задаче много сил. Но сам механизм обретения национальных прав на новые акватории уже существует, и он понятен.

Кроме этого, естественно, нужно непосредственное присутствие в Арктике. «Столбление колышков» началось еще в августе 2008 года, когда на дне Северного ледовитого океана в районе Северного полюса был установлен российский флаг. Мы сработали на упреждение - полюс, пусть и условно, мы застолбили первыми… Бурная реакция со стороны других государств показала, что этот жест оказался очень значимым для обозначения и продвижения наших национальных интересов.

— В советское время наши границы рисовались прямыми линиями от крайних точек суши на Кольском полуострове и на Чукотке до самого Северного полюса. И никто это не оспаривал. От этих границ мы отказались сами, подписав после распада СССР Конвенцию ООН по морскому праву. Можем ли мы отозвать свою подпись под этим документом, тем самым вернувшись к советским границам? Например, США эту Конвенцию до сих пор не подписали…

- Ключевой пункт в этой коллизии состоит в том, что в советское время, действительно, никто наших прав на этот кусок Арктики не оспаривал, а теперь это оспаривают многие. Пока не существует никакого международного документа, определяющего принадлежность центральной зоны. Либо можно принять такой документ, как в отношении Луны, что центральная часть Северного Ледовитого океана никому не принадлежит и является общим достоянием человечества, либо создавать заново и закреплять международным договором государственное разделение участков Арктики.

Отзывать свою подпись под Конвенцией по морскому праву России не стоит, потому что в ее рамках мы уже застолбили в разных местах свои приоритеты. А потом это ничего не даст с точки зрения деления Арктики. Конвенция попросту не затрагивает этот вопрос и не содержит механизмы, позволяющие провести деление. То есть в международном праве пока существует большой пробел по этой проблеме, и в любом случае закрыть его можно только каким-то новым серьезным документом под эгидой ООН.

— Если решение будет приниматься большинством, то Россия может оказаться изолирована, потому что западные страны часто выступают коалицией…

- Западные страны и дальше будут договариваться! Но есть два обстоятельства: мы члены Совета Безопасности ООН, и потому обладаем правом наложить вето на любое неприемлемое для нас решение. Никакой договор обрести юридическую силу без нашего участия не может. И второе, эта идея - сделать все своим до полюса и сам полюс – нравится очень многим и за рубежом. Это не только российское «наше», оно и канадское, и датское, и норвежское… Эти интересы сталкиваются, и дальше эти столкновения будут лишь нарастать, поскольку мировая цивилизация сегодня остается цивилизацией ресурсов. И вопросы политики сегодня на 99,9% определяются дележом ресурсов.

Россия намерена подать свою аналогичную заявку на Арктику до полюса, основываясь на научных данных по шельфовому происхождению Хребта Ломоносова, в марте-мае 2015 года. Учитывая количество российских экспедиций в этот район за последние годы и то, что исследование этих районов не прекращалось даже в самые сложные периоды после распада Советского Союза, можно не сомневаться, что наши притязания намного лучше обоснованы научными данными, чем зарубежные заявки. Биологи, геологи, географы – все они минимум дважды в год собирали в Арктике данные для обоснования наших требований. И эти работы тоже оказались очень значимыми, хотя долгое время могло казаться, что материальной выгоды они не приносят.

Речь идет о приращении площади примерно на 1 миллион квадратных километров, более точные данные наши официальные лица пока не раскрывают. Пока, например, не объявлялось, будем ли мы претендовать на сам полюс или нет. Видимо, подготовительная работа к подаче нашей заявки ведется не только учеными, но и дипломатами в международных кругах.

Стратегически это может дать очень много, та же нефтедобыча создает центры для развития прилегающих районов. Ведь нефть надо не только добыть, но и отправить куда-то. Нужны корабли, нефтепроводы, перерабатывающие заводы. Якутия сегодня уже ставит вопрос о строительстве у них нефтеперерабатывающего завода на побережье, и там есть, кому на месте потреблять бензин и авиационный керосин, поскольку машины и самолеты – это главный транспорт в этой республике.
Просмотров: 192 | Добавил: ramedga1970 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0