Добыча на крупнейшем в Европе газовом месторождении Гронинген, которая и так была директивно сокращена с 2013 года вчетверо из-за угрозы землетрясений, может быть урезана еще больше. Такую рекомендацию дал оператор NAM (СП Shell и Exxon) после землетрясения 8 января магнитудой 3,4 балла — самого мощного с 2012 года. Падение добычи на Гронингене позволит «Газпрому» увеличить поставки в северо-западную Европу, пишет “Коммерсантъ”.
Оператор крупнейшего в Европе газового месторождения Гронинген в Нидерландах, NAM (совместное предприятие Shell и Exxon), предложил министерству экономики Нидерландов снизить максимальный уровень добычи с текущих 21,6 млрд кубометров в год. Эта идея содержится в отчете NAM по итогам землетрясения, которое произошло 8 января и, по данным Метеорологического института Нидерландов, имело магнитуду 3,4 балла по шкале Рихтера. Это самое мощное землетрясение на Гронингене с 2012 года.
Гронинген исторически был основной базой развития газовой отрасли в Западной Европе, и еще в 2013 году добыча на месторождении составляла около 80 млрд кубометров в год. Однако падение давления в подземном резервуаре из-за продолжающейся более полувека добычи привело к землетрясениям, частота и магнитуда которых увеличились в последние годы. Правительство Нидерландов под давлением общественности с 2014 года ввело лимиты на объем годовой добычи на Гронингене, сначала сократив ее до 42,5 млрд кубометров. На текущий отопительный сезон лимит был установлен в 21,6 млрд кубометров, и он должен был сохраниться примерно на этом уровне до 2020 года. Однако последнее землетрясение может привести к гораздо более резкому сокращению лимита, хотя масштабы пока неясны. В 2017 году группа активистов уже пыталась добиться судебного решения о полной остановке добычи, а 8 января министр экономики Нидерландов Эрик Вибс заявил, что добыча на Гронингене должна быть снижена, но не дал ориентиров по объемам и срокам введения новой квоты.
NAM предлагает остановить добычу на шести кластерах (добывающих центрах) Гронингена из 29. Исходя из добычи на них в 2016 году, общий объем добычной квоты, по оценке издания, может сократиться не менее чем на 2 млрд кубометров в год. Кроме того, NAM предлагает также в целом снизить добычу на Гронингене, не называя конкретных цифр.
В то же время собеседники на рынке обращают внимание, что призывы к сокращению добычи на Гронингене раздаются постоянно, однако на практике правительство Нидерландов очень неохотно идет на это. «Скорее всего, сейчас они будут тянуть время как минимум до завершения отопительного сезона, поэтому рынок пока слабо реагирует на ситуацию»,— говорит один из трейдеров.
«Газпром» уже занял нишу, которая освободилась из-за сокращения добычи на Гронингене, на десятки процентов увеличив поставки в Германию и Великобританию в последние несколько лет. В 2017 году поставки монополии непосредственно в Нидерланды выросли на 9,7%, до 4,6 млрд кубометров. Сами Нидерланды уже к середине 2020-х годов могут стать нетто-импортером газа.
По мнению Анука Оноре из Оксфордского института энергетических исследований, сейчас только у России есть возможность увеличивать поставки в Нидерланды, в том числе покрывать зимние пики спроса, по конкурентным ценам, поскольку добыча газа в Норвегии едва ли будет расти в ближайшие годы. Другим вариантом для наращивания импорта остается СПГ (через терминал в Роттердаме или терминалы в соседних Бельгии, Великобритании и Франции), но в текущих условиях потребителям Нидерландов придется платить премию к цене, чтобы привлечь необходимые объемы СПГ, особенно зимой.
|