Эксперты прокомментировали Центру энергетической экспертизы перспективы проекта.
Никита Куликов, исполнительный директор HEADS consulting:
Несомненно, Россия продолжит искать альтернативный выход для своего южного газопровода в обход Украины, но, к сожалению, географических вариантов практически не осталось.
Бытует мнение, что действия Турции по отношению к российскому бомбардировщику являются частью процесса по недопущению России к организации южного коридора для российских энергоресурсов. Таким образом, основная нагрузка ляжет на "Северный поток", который контролирует старая Европа, и, вполне возможно, быть такими монопольными распределителями российских нефти и газа для этих стран крайне выгодно. При этом южное направление будет монополизировано Азербайджаном, Турцией и странами Персидского залива.
Конечно, возможен вариант тянуть нитку через территорию Белоруссии, но тут проблема может быть как с Белоруссией, президент которой использует возможность воспользоваться трубой как рычагом давления на Россию, так и с принимающей стороной - Польшей, чьи имперские амбиции также могут помешать конструктивному диалогу в случае кризисной ситуации любого характера.
Скорее всего, ситуация разрешится и "Турецкий поток" будет продолжать строиться, хотя еще неизвестно, что лучше - работать с такими неадекватными соседями или отказаться от сотрудничества.
Евгений Гниломёдов, директор АНО «Центр перспективного анализа и стратегических исследований»:
После атаки российского самолета турецкими ВВС двусторонние отношения наших государств, которые в последнее время были нестабильны, сталкиваются с новыми вызовами и угрозами. Ставится под сомнение и дальнейшая реализация проекта "Турецкий поток".
Говоря о данном газопроводе, стоит обратить внимание на общую риторику заявлений официальных лиц Турции после инцидента. Судя по высказываниям премьер-министра Давутоглу, которые уже не отличаются враждебностью, руководство страны, оценив масштаб произошедшего, резкую реакцию России и мнение мирового сообщества, в целом заключающееся в том, что Турция имела право на защиту своего воздушного пространства, но выбранный метод реализации слишком кардинальный, решило снизить градус конфликта.
В этих условиях российской стороне стоит направить все усилия на то, чтобы добиться максимального эффекта и отдачи от произошедшего, в том числе и в вопросе реализации проекта "Турецкий поток".
Проанализировав недавние заявления представителей высшего руководства двух стран и глав ведущих энергетических компаний, можно говорить о том, что все стороны заинтересованы в строительстве данного объекта транспортной инфраструктуры, в том числе и ЕС, недавно признавший приоритетными проекты нескольких газопроводов, которые предполагалось использовать для продолжения "Турецкого потока".
До недавнего времени основным препятствием для реализации проекта оставалась позиция Турции, связанная с двумя основными факторами: утверждение проекта после очередных парламентских выборов в стране и желание добиться максимальной скидки на российский природный газ.
Учитывая вышеперечисленные факты, можно предположить, что турецкая сторона станет более сговорчивой. Россия, в свою очередь, при отсутствии отдельных специальных указаний политического характера от руководства страны сможет рассчитывать на активизацию процесса реализации в виде одной или максимум двух ниток газопровода.
Александр Арский, доцент кафедры "Маркетинг и логистика", ФГОУ ВО "Финансовый университет при правительстве Российской Федерации":
Необходимо разделять понятия "Эрдоган" и "Турция". Непредсказуемые политические режимы не могут гарантировать стабильность работы энергетических распределительных систем. Проблемы 2004-2005 годов на Украине еще живы в памяти европейцев. Поскольку мощность "Турецкого потока" рассчитана и на Южную Европу, европейские потребители заинтересованы в стабильности политической ситуации в Турции и предсказуемости её политического истеблишмента, так как в современном мире транзитные логистические каналы превращаются в инструмент шантажа и "политического попрошайничества".
"Турецкому потоку" - быть! Так же как и быть другим инфраструктурным проектам в области энергетики, Турция заинтересована в них, потребление электроэнергии в Турции растет на 8-10% в год. Однако условия российской стороны будут отличаться от тех, которые были ранее.
|