Главная » 2018»Декабрь»9 » Особых условий не будет: настало время "Нафтогазу" платить по счетам
15:47
Особых условий не будет: настало время "Нафтогазу" платить по счетам
По заявлению коммерческого директора НАК “Нафтогаз Украины” Юрия Витренко, общая сумма требований ОАО “Газпром” по содержащемуся в контрактах 2009 года принципу “бери или плати” может составить 60 млрд долларов.
ОАО “Газпром” уже насчитал 31,4 млрд долларов и до окончания контракта может быть насчитано еще 29,5 млрд долларов.
Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФИгорь Юшковв разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что позиция “Нафтогаза” в споре с ОАО “Газпром” изначально была слабой.
“Украинская сторона продолжает настаивать на том, что цена на газ была завышена и Украина не должна была его покупать. Но контракт подписан и сложно доказывать обратное, тем более, оперируя такими понятиями как “справедливая цена”.
Стоит отметить, что украинская сторона никогда не покупала газ за ту цену, которая была прописана в контракте. В разное время действовали те или иные скидки: 100 долларов по харьковским соглашениям, дополнительная скидка, которую новые киевские власти назвали “политической взяткой”. Все это делало цену на газ для Украины ниже, чем у европейских соседей. Но если оставить все это в сторону, то, несомненно, контракт был добровольно подписан, поэтому подлежит исполнению.
Представитель “Нафтогаза” легко высчитывает объем будущей задолженности, если Украина продолжит политику и не будет покупать газ, а только платить по условию “бери или плати”. Озвучена сумма в 60 млрд долларов, хотя сложно высчитать точную сумму, потому, что цена на газ для Украины зависит от цены на нефтепродукты в портах Италии.
Эти заявления идут на фоне переговоров, которые наверняка начались на корпоративном уровне между “Газпром”, “Нафтогазом” и европейскими посредниками. “Нафтогаз” хочет вернуться к закупке газа у "Газпрома" по цене дешевле, чем у европейских посредников.
Представитель “Нафтогаза” имел ввиду, что скорей всего после окончания долгосрочного контракта с “Газпромом”, он не будет подписывать долгосрочное соглашение, и если будет подписывать среднесрочные, то будет настаивать на привязке цены к стоимости газа на спотовом рынке, что поощряется европейскими властями. Видно стремление показать, что “Нафтогаз” настолько европейская компания, что долгосрочные контракты не подписывает. К тому же, Украина хотела бы получить очередной кредит от Европейского Банка Реконструкции и Развития, на деньги которого хочет купить российский газ.
Здесь также прослеживается желание показать, что Украина выполняет условия международных организаций по либерализации хотя бы газового рынка. Заявлению предшествовали публикации данных о транзите, о запасах газа в подземных хранилищах”.
Заместитель генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что за все это время “Нафтогаз” не смог купить газ дешевле, чем ему предлагает покупать “Газпром” по долгосрочному контракту.
“Разговоры о том, что Украине предлагается не рыночная цена, ничем не подкреплены. В тоже время очевидно, что Украина не выполняет свои обязательства в рамках контракта. Не предпринимаются предусмотренные контрактом шаги по снижению объемов отбора газа. В соответствии с контрактом “Нафтогаз Украины” должен заблаговременно уведомить “Газпром” о том, что “Нафтогаз” хочет на какой-то объем уменьшить отбор газа. Украина пренебрегает этими действиями, соответственно, ей выставляются счета в полном объеме. Но даже если принять за основу, что на Украине сложная экономическая ситуация, снижается спрос, тем не менее, газ, который Украина покупает через реверсные схемы, это очевидное нарушение обязательств по отбору газа в рамках контракта”, - резюмирует эксперт.
Напомним, что слушания в Стокгольмском арбитраже в споре между “Нафтогазом” и “Газпромом” по контрактам на поставку и транзит газа начнутся осенью этого года.
Представители “Нафтогаз Украины” утверждают, что условия “бери или плати” в сочетании с способом установления цены и запретам на реэкспорт являются дискриминационными и не могут быть применены.